Эффективная покраска вагонки внутри дома – типы покрытий, выбор краски, правильная обработка поверхности, особенности работы + фото и видео

Дерево хороший звукоизолятор, обладает высокими прочностными характеристиками. Натуральные материалы всегда создает тепло и уют. Среди древесных отделочных материалов широкое распространение имеет вагонка. Она проста в монтаже и поможет решить проблему с неровными поверхностями.

Вагонка – природный отделочный материал для внутренних стен. Различный профиль позволяет получить любые поверхности: от идеально ровной до волнообразной. Однако натуральный цвет дерева вписывается не во все интерьеры и возникает необходимость перекрашивать.

Как же выбрать краску и покрасить вагонку? Финишные покрытия имеют не только разные цвета, но и состав. Современные составы защищают поверхность от воздействия неблагоприятных факторов и создают неповторимый интерьер. Виды покрытий и их особенности будут рассмотрены ниже.


Зачем красить вагонку?

Многие придерживаются мнения, что обрабатывать вагонку внутри помещения не следует. Доля правды в этом может и есть, но дерева не при всех климатических условиях хорошо сохраняет внешний вид. При плохой организации вентиляции поверхность будет синеть, а прямые солнечные лучи изменяют цвет на темно-серый.

Дополнительные причины для покраски деревянных поверхностей:

  • Вагонка – листы из дерева, которые относят к легковоспламеняющимся материалам. Ни одно покрытие не обеспечит 100% защиту от возгорания, но специальные составы (антипирены) повышают уровень защиты.
  • Натуральные материалы подвержены гниению. Гниение – естественный процесс разложения. Остановить его смогут определенные покрытия – антисептики. Вагонку можно не покрывать краской, а вот антисептиком – обязательно.
  • Покрытие защищает от механических повреждений: трещин, царапин. Оно образовывает прочный слой, принимающий на себя нагрузку, и препятствует появлению трещин.
  • Фотостарение. Ультрафиолет вызывает потемнение деревянной поверхности. Сохранить натуральный цвет помогут защитные покрытия.
  • Эстетическая привлекательность. Бесцветные лаки придают блеск или оттеняют натуральный цвет. Специальные краски способны скрыть исходный цвет, сохранив только структуру.

Покрытие подчеркнет структуру дерева, изменив оттенок

 

Обработка вагонки

 

Посиневшую вагонку обрабатывают биологическими средствами (активным кислородом или хлором), а потом обязательно пропитывают защитным составом и красят. Посеревший слой снимают шлифовальной машиной, но новая поверхность требует защиты от ультрафиолета. Как видно, вагонку внутри дома все же придется обработать и покрасить.

Вторым моментом будет эстетическое восприятие дерева – не все приемлют древесину в интерьере, от нее легко устать. Глаз будет требовать ровной цветной поверхности. Тогда стену обрабатывают укрывистой краской. Эффекты подбирают по желанию.

Укрывистые краски выбирают по тому, что натуральный цвет древесины не всегда уместен в современном интерьере. Например, хозяин деревянного дома хочет сделать все в стиле хай-тек. Этот тип создают непрозрачную пленку серебристого, зеркального или другого цвета.

Все покрытия делят на группы:

  • Защитные составы. Их используют для наружных и внутренних работ. Первые содержат специальные добавки для защиты от ультрафиолета, которые будут замедлять фотостарение дерева. Состав для наружных работ можно выбрать для пропитки вагонки на балконе с южной или восточной стороны.

Некоторые защитные составы способны окрасить поверхность в зеленый или розовый цвет – результат химического взаимодействия компонентов с древесиной. Следует внимательно изучить состав, так как исправить цвет можно только укрывистой краской или темной тонировкой.

  • Тонирующие составы (морилка) не закрашивают фактуру, а только придают оттенок. На поверхности не образуется пленка, а дерево сохраняет свои свойства паропроницаемости. Тонирующие составы содержат различны пигменты. Если требуется сохранить ярко выраженную структуру древесины, используют слабопигментированный состав. Количеством слоев контролируют «закрашенность».
  • Лаки. Сегодня востребованы аквалаки на водной основе. Они помогают получить глянцевую, полуматовую и матовую поверхность. Добавление колера изменит цвет. Водная основа позволяет не закрывать поры: паропроницаемость сохраняется, но появляется защита от загрязнений. Часто в составах аквалаков присутствую УФ-фильтры, бактерицидные компоненты. Они эффективны для обработки балконов и неотапливаемых помещений с периодичным посещением (баня, дача).
  • Краски – составы, образующие плотную пленку на поверхности. Через нее цвет древесины не виден. Эта группа очень разнообразна по составам (масляные, латексные, акрилатные эмали) и стоимости.
  • Масла для дерева. Бывают прозрачные или пигментированы. Они не создают плотной пленки на поверхности, только впитываются в волокна. Защитные свойства хороших масел сравнимы с лаками: защищают от грязи и истирания. Конечно, получить глянцевую поверхность при помощи масел невозможно, она будет матовой или слегка блестящей, подобно шелку. Специальная техника нанесения позволит подчеркнуть пигментированными маслами текстуру материала.
  • Восковые составы. Существует три разновидности: водный, жидкий и твердый. Твердые составы перед использованием разогревают. Новые технологи облегчают нанесения традиционного и эффективного защитного слоя. Единственный недостаток – воск проблематично нанести равномерно.

Описанное деление можно назвать условным, так как существует множество комбинированных составов, относящихся к нескольким группам одновременно. Например, тонирующие пропитки и защитная краска. Их различия только в степени защиты. Пропитка первоначально предназначена для защиты, а изменение цвета – второстепенная задача. У красок все наоборот: основная задача – создание красивой поверхности, а защита – сопутствующий эффект. Если требуется два качества одновременно, то рекомендуют использовать краску поверху прозрачной пропитки.

Второй пример комбинированного состава – воск и масло. Он будет сочетать полезные свойства обоих компонентов, что позволяет сохранить внешний вид длительное время.

Выбор состава зависит от поставленных задач и личных предпочтений хозяина дома. Стоит понимать, какие требования важны в первую очередь, а какие будут второстепенны.


Выбор краски

При выборе состава краски возникают сомнения. К примеру, масляная краска хорошо впитывается, защищает от влаги и служит до семи лет, но яркость цвета сохраняется не долго. На темных оттенках это становится заметно через пару месяцев. Итак, масляное покрытие быстро теряют внешний вид. Наносить масляную краску труднее, так как она растекается.

Акрилатные краски часто используют в качестве защитного слоя. Они хорошо защищают от неблагоприятных факторов. В отличие от масляных, хорошо сохраняют первоначальный оттенок и блеск. Обработанная древесина не утрачивает способность пропускать кислород. Это важно для срока службы. Акрилатная краска эластична: сохраняет целостность на морозе, в жару и при высокой влажности. Воздействие ультрафиолета не влияет на цвет покрытия. Минус – высокая стоимость.

Акриловые лаки предназначены для внутренних работ: не выделяют токсинов, экологически чистые. Их можно использовать в детской и спальне для людей с аллергическими реакциями.

Краски на водной основе имеют широкую цветовую гамму, обеспечивают высокую долговечность покрытия и экономят на отделочных работах.

Для равномерности цвета краску перед покраской хорошо перемешивают деревянной палочкой или металлическим стержнем. Так же рекомендуют сделать пару пробных мазков, чтобы убедится в правильности подобранного цвета.

Окраска вагонки

В сухом помещении можно использовать любой тип краски для вагонки. Достаточно определиться с требованиями к внешнему виду поверхности. Если дерево сухое, то пропитывать защитными составами его не требуется. Так же можно подобрать краску с соответствующими добавками. Ее используют только на одной стороне панели, сохраняя тыльную часть необработанной.

Если вагонка будет в помещении с влажным климатом, то ее пропитывают со всех сторон, даже рекомендуют нанести несколько слоев. После высыхания пропитки можно приступать к окраске.

При монтаже вагонки ее часто разрезают на части. Место срезов промазывают защитным составом. Ожидать полного высыхания не обязательно, но обработку игнорировать не стоит.

Для получения однородности цвета каждую дощечку обрабатывают отдельно: шлифуют, красят и сушат. Многие декораторы-любители упускают это. Сборка декоративного покрытия стены должна происходить из окрашенной вагонки.

Качественно покрасить оббитую стену сложно. В пазы и углубления краска не попадает равномерно, что приводит к появлению непокрашенных мест. Качество отделки будет средним. Покраска собранной поверхности допустима только в качестве обновления цвета. Делают это с различной периодичностью в зависимости от свойств ЛКМ и условий эксплуатации.

Для нанесения краски лучше использовать кисть

 

Инструмент

 

Для работы потребуются:

  • кисть;
  • ведро;
  • краска;
  • металлическая щетка;
  • лак;
  • перчатки;
  • спецодежда для работы;
  • краскопульт (по возможности);
  • валик;
  • грунтовка;
  • пемза или наждачная бумага;
  • лестница.

Многие предметы можно найти дома, а остальные приобрести в специализированном магазине.

Технология окраски

Соблюдение правильной технологии окраски обеспечит высокое качество работ:

  • Проверка и сортировка досок. Отбраковкой будут треснувшие, выгнутые и покореженные. Их используют для тестирования цвета, подбор оттенка, определения количество слоев и отработки техники нанесения.

При покупке готовой вагонки отдавайте предпочтение той, у которой нанесено антисептическое покрытие. Промышленная обработка эффективнее домашней, так как происходит под давлением. Воссоздать подобные условия дома невозможно.

  • Выбранные доски хорошо отшлифовывают. Для этого лучше использовать шлифовальную машинку, но можно и бруском с наждачной бумагой. Зернистость не должна быть более 250-280. Круговыми движениями обрабатывают шип, паз и лицевую сторону. Тыльную сторону можно не обрабатывать.


Новую вагонку лучше окрашивать до сборки конструкции

  • Нанесение краски валиком или кистью. Особенности нанесения краски есть у каждого состава. Как правило, они прописаны на банке или в инструкции. Общие правила просты: небольшое количество наносят односторонними мазками по всей длине. Все хорошо растирают и растушевывают до однородности цвета.
  • Оставляют высыхать.
  • При необходимости шлифуют поверхность. Это требуется при использовании лаков или укрывистых красок. Первые слои покрытия поднимают ворс, что создает шероховатости. Для его снятия используют наждачную бумагу.

Первые слои следует зашлифовать от образовавшихся шероховатостей

 

  • Нанесение второго слоя и просушка.

 

Количество слоев зависит от покрытия и желаемого эффекта. Но главное правило должно соблюдаться во всех случаях – состав наносится небольшим количеством.

Грунтовки и пропитки наносят смоченной кистью. Составы без пигмента можно много набирать на кисть, а вот пигментированные жидкости - минимальное количество хорошо растушевывают по поверхности.

Иногда тщательное растирание не скрывает пятна. Это не свидетельствует о плохом качестве краски, просто все зависит от свойств древесины: в некоторых частях поры впитывают лучше или хуже. Для равномерности цвета рекомендуют грунтовать деревянную поверхность. Подойдет любая грунтовка или бесцветный лак на водной основе. После этого поверхность шлифуют, а потом красят. Далее ЛГМ шлифовка потребуется только отдельных участков: пазов и шипов.

Мебельное качество покраски получается после нескольких слоев: морилка + 2 слоя грунтовки. Далее шлифуют зерном 320, а потом 280 до полной матовости. Поверхность очищают от пыли и наносят финишное покрытие.

Антисептик наносят простой кистью или валиком. Он придает поверхности блеск. Непрозрачные составы скрывают древесную структуру, а полупрозрачные – подчеркивают. Но главная задача антисептика – защитить, а не украсить.

Перекраска вагонки

Перекраска будет проходить поэтапно:

  • Очистка поверхности от загрязнений. На плохо подготовленных досках краска начнет отслаиваться: пыль и грязь отталкивают ее от поверхности. Для очистки используют воду и тряпку. Давние пятна следует обработать раствором соды. Разводить раствор для обезжиривания необходимо в достаточном количестве.

Снять старую краску поможет металлическая щетка или специальные смывки старой краски. При механическом снятии не прилагайте больших усилий, чтобы не нанести повреждения древесине. Иногда после снятия краски дерево темнеет. Тогда используют отбеливатели для дерева или осветляющую морилку.

  • Пемзой и наждачной бумаги отшлифовывают поверхность.
  • Обработать вагонку антисептиком для защиты от паразитов, влаги и разрушений. Игнорировать этот пункт не стоит. Кроме защиты древесин антисептик препятствует контакту краски с выделяемыми смолами.
  • Грунтовка. Переходить на следующий этап только после полного высыхания грунтовки.
  • Покраска вагонки. Используют любую краску для внутренних работ. Ее наносят валиком, краскопультом или кистью. Выбор инструмента зависит от окрашиваемой площади. Для внутренней отделки финишное покрытие наносят сверху вниз.

Красить в жаркую погоду не рекомендуют. Краска быстро высохнет, плохо сцепившись с поверхностью. Оптимальный температурный режим 20-25 градусов.

Окраску рекомендуют производить в 3 слоя, чтобы добиться большего эффекта. Но не стоит каждый раз наносить толстый слой. Покраска в один заход приводит к низкому сцеплению покрытия и поверхности.

Кисточка не должна отрываться от поверхности. На нее не следует сильно давить, работать должны только кончики ворсинок. Для труднодоступных мест используют тонкие кисти.

Грунтовка должна быть одного цвета с лакокрасочным покрытием. Для этого добавляют в нее немного краски перед нанесением.

Соблюдение технологии покраски поможет получить насыщенный и яркий цвет. Обрабатывать вагонку можно всеми видами красок для внутренних работ, но лучше выбирать экологически чистые материалы. Это важно, если у жителей дома есть аллергия. Соблюдение рекомендаций облегчит и ускорит работу. Не стоит забывать о защите дерева антисептиком – профилактикой грибка и гнили.