Как выбрать и установить своими руками наиболее подходящие двери купе, какие инструменты и детали будут нужны, а также описание процесса установки и советы мастеров

Двери купе своими руками сегодня хотели бы сделать многие. Эти конструкции – не исчезающий дизайнерский тренд создания комнатных интерьеров. При этом их использование в мебели дает возможность не только увеличить полезную площадь комнаты, коридора, но и сэкономить на покупке дорогого стильного гарнитура и при этом получить эксклюзивное решение интерьера.

Двери купе дают возможность не только создавать элегантный, изысканный внешний вид. Им также присущи эргономичность, практичность, отличная функциональность.

Достоинство дверей купе, которые устанавливаются для шкафов, проявляется также в том, что появляется возможность эффективного использования мёртвого пространства по высоте помещения.

Если для изготовления дверей купе применяют такой материал, как ДСП, очень желательно облицевать кромки дверного полотна и иные детали из этого материала кромками из ПВХ. Это даст возможность избежать трансфузии формальдегида из ДСП, а значит – возможной аллергии. Толщину кромки желательно выбирать в 2 миллиметра, что даст возможность одновременно увеличить жёсткость конструкции.


Систематизация дверей купе

Двери купе подразделяют на виды по двум позициям:

  • по материалам изготовления;
  • по техническим аспектам устройства;
  • с точки зрения дизайнерских возможностей.

Также их разделяют по материалу изготовления.

Наиболее часто применяются:

  • Натуральная древесина. К этому материалу прибегают при необходимости создать двери в шикарном классическом стиле

Двери купе из натуральной древесины

  • Двери из ДСП. Полотнища из древесно-стружечных плит прочны, водостойки, материал не сложен в обработке, в нем прочно удерживается скрепляющая конструкцию фурнитура. Большое достоинство – дешевизна. Древесно-стружечные плиты выпускаются двух видов Е1 и Е2. Для дверей в помещениях лучше выбирать Е1. Этот материал имеет более низкий показатель выхода формальдегида в воздух, чем Е2. К недостаткам ДСП можно отнести его твердость, что делает невозможным тонкую обработку – выполнение разных фигурных деталей, глубокой фрезеровки. Промышленность выпускает плиты ДСП с двумя видами поверхности – мелкоструктурной и с поверхностью их крупной стружки. Можно приобрести плиты ДСП уже облицованные бумажно-смоляной пленкой. Компании предлагают широчайший выбор имитаций цветов, фактур, устойчивых к высоким температурам и не выцветающих на солнце. На рынке немало предложений и кашированных ДСП. Внешне они выглядят так же, как и ламинированные, стоимость схожа, но кашированные плиты менее долговечны – пленка начинает отслаиваться намного быстрее.

В пользу экологичности ДСП Е1 говорит тот факт, что этот материал разрешен для производства мебели и дверей в таких странах Евросоюза, как Германия, Австрия.

  • МДФ (MDF). Плиты изготавливаются из мелкодисперсных опилок. Поскольку они скреплены не формальдегидом, как в случае с ДСП, а парафином или лигнином, МДФ – очень экологичный материал, который становится все более востребованным. Темпы роста его производства в Европе ежегодно увеличиваются на 25%. К достоинствам также можно отнести возможность тонкой обработки, аналогичной для естественной древесины. При этом МДФ намного дешевле и долговечнее
  • Древесно-волокнистые плиты. ДВП называют еще оргалитом. Изготавливают методом мокрого прессования, поэтому такие плиты не выпускаются большой толщины. Если такие плиты кашированы – можно легко приклеить различные декоративные пленки.
  • Ударопрочное стекло. Его можно применять не только для дверей купе, имеющих плоскую поверхность, но и для радиусных систем. Этот современный материал допускает разнообразную отделку. Он может быть прозрачным, матовым, однотонным или цветным, структурным или глянцевым. На нем можно создать разнообразные рисунки.
  • Комбинированные материалы. Двери купе можно сделать не только из какого-либо одного материала, но и скомбинировать их в зависимости от дизайнерских пожеланий, сделать разнообразные вставки. Также можно из вышеперечисленных материалов сделать каркас, а как заполнитель применить ротанг, зеркало, витраж из стекла и так далее.

Для изготовления каркасов дверей купе широко используют такой материал, как алюминий. Легкость этого металла сделала его широко используемым для производства межкомнатных дверей и фасадов для шкафов купе.

Разграничение в зависимости от способа открывания

Материал для изготовления дверей купе выбирают не только исходя из вкусовых предпочтений, но и в зависимости от особенностей конструкции, обеспечивающей открывание.

  • Одностворчатые двери купе относятся к конструкциям, в которых реализована параллельно-сдвижная конструктивно-функциональная концепция. Такие конструкции имеют, в отличие от раздвижно-складных конструкций, свои особенности. Дверное полотнище движется параллельно стене или иной вертикальной поверхности, а плавность хода обеспечивается особыми выкатными механизмами.
  • Двустворчатые двери купе отличаются от первой разновидности тем, что в них дверные полотнища раздвигаются в разные стороны.

 Такие двери надежны, долговечны, обладают достаточной звукоизоляцией.

Схема видов дверей купе в зависимости от движения створок

  • Кассетные двери купе – створки при открывании расходятся и вдвигаются в специальные стенные ниши. Их достаточно просто сделать самостоятельно, используя гипсокартонные плиты, которые затем декорируются в зависимости от общей концепции интерьера.

Одностворчатые кассетные двери купе – вид сверху

  • Радиусные двери купы – отличаются округлой формой как самих дверных полотнищ, так и правильной округлостью направляющих, копирующих радиус вертикальной поверхности, в проеме которой устанавливаются двери.
  • Каскадные. Отличительная особенность - одно стационарное полотнище и несколько передвижных полотнищ. Каждый из этих элементов передвигается по собственным направляющим. Все элементы могут быть собраны с определенной стороны перекрываемого проема одновременно.

Схема каскадных дверей

Компланарные системы. Их, как правило, применяют при изготовлении больших купейных дверей. Полотнища таких дверей не заходят одно за другое, как в обычных алюминиевых системах, а выглядят единым фасадом. Дверные полотнища не обрамляются рамками, и при этом размер одного полотнища может достигать 1,8 метра, а вес – до 70 килограмм.


Расчет дверей купе

На первом этапе выполняют необходимые замеры и рассчитывают размеры деталей будущих дверей.

Сперва измеряют высоту проема, в котором будут установлены двери. Замеры выполняют по всей ширине проема с шагом в семьдесят сантиметров. Если ширина проема недостаточна – замеряют высоту с правой стороны и с левой, а также по центру. Допускаются перепады по высоте не более пятнадцати миллиметров. За основное выбирается минимальное значение.

Затем производят замеры ширины проема. Это замер выполняют несколько раз в различных местах с шагом тоже в семьдесят сантиметров. Допускается перепад размеров не более чем в двадцать миллиметров. В качестве основного выбирают максимальный результат.

Следующий замер – определение глубины проёма. Эти размеры нужны при последующем создании коробки.

Если дверной проём по ширине не более ста десяти сантиметров, то рекомендуют устанавливать одну створку, если ширина более приведенного размера – лучше установить 2 дверных полотна.

После получения этих данным приступают к расчетам. Будущая конструкции должна иметь высоту на сорок миллиметров меньше высоты проема, а ширина зависит от количества створок. Если их 2 – берут за исходное значение ширину створок равной ширине проёма плюс двадцать миллиметров с каждой стороны.

Поскольку дверное полотнище крепится к роликовому механизму, высота створки зависима не только от высоты самого проёма, но также и от того, каким способом будет устанавливаться механизм. Если монтируется нижняя направляющая – нужно учесть и её размеры, а также размеры самих нижних роликов.

Если количество створок превышает две, то прибавляют сорок миллиметров к размерам ширины проёма.

Если для создания дверей купе используется четыре дверных полотнища, их можно расположить с тремя или двумя перехлестами в зависимости от общей концепции интерьера.

Следующий шаг предварительных расчетов – определение размеров длины направляющих. В случае установки межкомнатных дверей купе она определяется как ширина проёма, от значения размера которой отминусовывают два миллиметра. Уменьшение размеров требуется для упрощения процесса последующего монтажа. Если же предполагается монтировать двери купе для корпусного шкафа, то размер длины направляющей принимается равным ширине проёма к которой приплюсовывают еще сорок миллиметров. В последующем этот припуск используется для подгонки уже непосредственно по месту монтирования.

Определившись с размерами можно приступать к подбору необходимых деталей.

Нужно следить за строгой горизонтальностью направляющих. Малейшее несоблюдение этого правила приведет к тому, что створки будут самопроизвольно открываться.

Необходимые детали

Прежде всего – это сами дверные полотнища.

Также понадобятся такие детали как:

Профиль раздвижной системы. Так называется изготовленная, как правило, из алюминия специальная направляющая, на которой крепятся роликовые механизмы, обеспечивающие сдвиг створок. Эта направляющая при монтаже крепится над проемом либо к потолку, либо непосредственно к стене. В современных конструкциях настенные скобы сначала фиксируются на профиле либо болтами, либо специальными защелками, а уже потом при помощи шурупов их укрепляют на потолке или же на стене.

Существует несколько вариантов таких механизмов. Выбирают в зависимости от требований, которые предъявляются к будущим дверям.

  • Роликовые механизмы. Бывают с верней и нижней системой скольжения. Подобные устройства на сегодня наиболее востребованы благодаря простоте конструкции, дающей возможно выполнить установку дверей купе своими руками. С верхней системой преимущественно применяются для устройства межкомнатных дверей купе. Роликовый механизм перемещается по верхней жестко укрепленной направляющей, а сама вертикальность полотнища определяется его весом. Двери с такими роликовыми механизмами могут быть навесными или подвесными. В навесных створки дверей купе передвигаются при помощи роликов выполненных в виде шкива, катящихся по трубчатой направляющей. У подвесных систем направляющая полая, прямоугольного сечения. Обрезиненные колесики роликов катятся в ней, обеспечивая плавность и тишину хода. К достоинствам такого вида механизмов относят нетребовательность к качеству и горизонтальности пола, к недостаткам – небольшой вес дверных створок. Промышленность, как правило, выпускает подобные механизмы рассчитанные максимально на 60 килограмм нагрузки.

Вариант роликового навесного механизма

  • Нижняя система скольжения. Этот вид роликовых механизмов более надежен, позволяет применять створки с большим весом, поскольку основная нагрузка приходится на нижнюю направляющую. Состоит из нижней и верхней направляющих, которые комплектуются роликовыми каретками. Каретки, которые передвигаются по верхней направляющей обеспечивают вертикальность створок и выполняют функцию поддержки. Наиболее часто их используют при устройстве дверей купе для шкафов. В дверях с такими механизмами не встречается заклинивание из-за перекосов.

Выбирая роликовые каретки для таких систем лучше остановится на тех, у которых колесики обрезинены или покрыты силиконом. Хотя они более дорогие, чем изготовленные из пластика, зато более долговечны в эксплуатации, бесшумны при передвижении створок, которое практически бесшумно. Если в дверях используются вставки из стекла, зеркала – нужно выбирать нижние направляющие изготовленные из стали или иного прочного металла.

Устройство двери купе с нижней системой скольжения

  • Механизмы телескопического типа. В таких механизмах створки передвигаются по направляющим профилям на обрезиненных роликах и специальный механизм (синхронизаторы) обеспечивает сцепление дверных полотнищ, так, что одна створка как бы вытаскивает за собой все остальные. Применяются для устройства межкомнатных дверей и при создании больших шкафов-гардеробов.

Также понадобятся и другие детали.

  • Доводчики, обеспечивающие плавность хода. Эти механизмы гарантируют, что даже при резком и сильном толчке створка будет двигаться плавно и без остановки, пока не соприкоснется с ограничителем. Такие устройства очень целесообразно устанавливать если в помещении будут присутствовать дети. Такой механизм убережет их от того, что они смогут прищемить себе пальцы.
  • Стопор – это дверная фурнитура, ограничивающая движение створок и не дающая им выехать за пределы определенного пространства. Также она обеспечивает более мягкое открытие-закрытие створок за счет резиновой накладки, смягчающей соприкосновение с роликами.
  • Клипстопор – эта фурнитура обеспечивает фиксирование створки в требуемом положении (закрытом или открытом). Место фиксации определяется месторасположением клипстопора.
  • Маскировочные планки. Их применяют, чтобы скрыть металлический профиль направляющей. Цвет и текстуру подбирают в зависимости от интерьера.
  • Дверная фурнитура – ручки, замки и так далее.

Инструменты и материалы

Инструментарий для изготовления и самостоятельно монтажа двери купе не очень большой. Будут нужны:

  • перфоратор или дрель;
  • торцовочная пила;
  • молоток;
  • шлифовальная машинка и расходные материалы к ней, если полотнище делается в домашних условиях.

Также для декорирования, если применяется не ламинированное МДФ, будут нужны декоративная пленка или шпон, торцовочная лента, лак.

Когда все подготовлено – можно приступить к изготовлению створок.

Проще всего самостоятельно изготовить дверное полотно из необработанной плиты МДФ или натурального дерева. Створки из стекла или из пластиковых материалов изготовить в домашних условиях достаточно тяжело. Их лучше заказать в мастерской.

Подобранное плотно для створки сначала обрезают в соответствии с рассчитанными размерами, потом шлифуют торцы. Для ручек вырезают отверстия. Для последующего крепления роликового механизма в торцах высверливают отверстия. В случае установки подвесной системы может потребоваться выбрать паз в нижнем торце в зависимости от конструкции роликового механизма.

Если створки изготавливаются из натуральной древесины – её необходимо пропитать каким-либо раствором, препятствующим гниению и развитию грибков.

После нанесения на створку декоративной пленки или шпона – их покрывают лаком.

К торцам крепят ленту. Поскольку на внутреннюю поверхность её нанесен специальный состав, для закрепления на створке ленту проглаживают утюгом вдоль все длины.

Монтаж двери купе

Если предполагается установка двери купе в проеме гипсокартонной стены, во время ремонта нужно установить металлический каркас, на который будет крепится конструкция двери. На него монтируют, а обшивку листами гипсокартона проводят уже потом.

Принципиально монтирование дверей купе вне зависимости от выбранной конструкции однотипно.

Сначала подготавливают брус из древесины, с шириной в четыре раза превышающей ширину полотнища створки. Такой размер обеспечивает свободное расхождение дверных полотнищ. К брусу прикрепляют направляющую. К торцам створки – роликовые каретки.

К месту проёма приставляют створку, отмечают верхний торец и отступив вверх на семь сантиметров прочерчивают горизонтальную линию. Вдоль неё укрепляют к стене брус. В предварительно установленную направляющую заводят ролики, укрепленные на створке, и торцы профиля закрывают амортизаторами из резины.

Затем монтируют в нужных местах клипстопоры и стопоры, устанавливают доводчики, ручки и иную декоративную фурнитуру.

Если выполняют монтаж дверей купе с нижними опорами - также монтируют нижний профиль, и после заведения в верхнюю направляющую верхней части створки на неё устанавливают нижние ролики. Как правило, механизм нижних роликов выполнен так, что их можно поджать, чтобы установить створку.

Более подробно процесс установки двери купе можно посмотреть в видеоролике.