Двери купе своими руками сегодня хотели бы сделать многие. Эти конструкции – не исчезающий дизайнерский тренд создания комнатных интерьеров. При этом их использование в мебели дает возможность не только увеличить полезную площадь комнаты, коридора, но и сэкономить на покупке дорогого стильного гарнитура и при этом получить эксклюзивное решение интерьера.
Двери купе дают возможность не только создавать элегантный, изысканный внешний вид. Им также присущи эргономичность, практичность, отличная функциональность.
Достоинство дверей купе, которые устанавливаются для шкафов, проявляется также в том, что появляется возможность эффективного использования мёртвого пространства по высоте помещения.
Если для изготовления дверей купе применяют такой материал, как ДСП, очень желательно облицевать кромки дверного полотна и иные детали из этого материала кромками из ПВХ. Это даст возможность избежать трансфузии формальдегида из ДСП, а значит – возможной аллергии. Толщину кромки желательно выбирать в 2 миллиметра, что даст возможность одновременно увеличить жёсткость конструкции.
Двери купе подразделяют на виды по двум позициям:
Также их разделяют по материалу изготовления.
Наиболее часто применяются:
В пользу экологичности ДСП Е1 говорит тот факт, что этот материал разрешен для производства мебели и дверей в таких странах Евросоюза, как Германия, Австрия.
Для изготовления каркасов дверей купе широко используют такой материал, как алюминий. Легкость этого металла сделала его широко используемым для производства межкомнатных дверей и фасадов для шкафов купе.
Материал для изготовления дверей купе выбирают не только исходя из вкусовых предпочтений, но и в зависимости от особенностей конструкции, обеспечивающей открывание.
Такие двери надежны, долговечны, обладают достаточной звукоизоляцией.
Компланарные системы. Их, как правило, применяют при изготовлении больших купейных дверей. Полотнища таких дверей не заходят одно за другое, как в обычных алюминиевых системах, а выглядят единым фасадом. Дверные полотнища не обрамляются рамками, и при этом размер одного полотнища может достигать 1,8 метра, а вес – до 70 килограмм.
На первом этапе выполняют необходимые замеры и рассчитывают размеры деталей будущих дверей.
Сперва измеряют высоту проема, в котором будут установлены двери. Замеры выполняют по всей ширине проема с шагом в семьдесят сантиметров. Если ширина проема недостаточна – замеряют высоту с правой стороны и с левой, а также по центру. Допускаются перепады по высоте не более пятнадцати миллиметров. За основное выбирается минимальное значение.
Затем производят замеры ширины проема. Это замер выполняют несколько раз в различных местах с шагом тоже в семьдесят сантиметров. Допускается перепад размеров не более чем в двадцать миллиметров. В качестве основного выбирают максимальный результат.
Следующий замер – определение глубины проёма. Эти размеры нужны при последующем создании коробки.
Если дверной проём по ширине не более ста десяти сантиметров, то рекомендуют устанавливать одну створку, если ширина более приведенного размера – лучше установить 2 дверных полотна.
После получения этих данным приступают к расчетам. Будущая конструкции должна иметь высоту на сорок миллиметров меньше высоты проема, а ширина зависит от количества створок. Если их 2 – берут за исходное значение ширину створок равной ширине проёма плюс двадцать миллиметров с каждой стороны.
Поскольку дверное полотнище крепится к роликовому механизму, высота створки зависима не только от высоты самого проёма, но также и от того, каким способом будет устанавливаться механизм. Если монтируется нижняя направляющая – нужно учесть и её размеры, а также размеры самих нижних роликов.
Если количество створок превышает две, то прибавляют сорок миллиметров к размерам ширины проёма.
Если для создания дверей купе используется четыре дверных полотнища, их можно расположить с тремя или двумя перехлестами в зависимости от общей концепции интерьера.
Следующий шаг предварительных расчетов – определение размеров длины направляющих. В случае установки межкомнатных дверей купе она определяется как ширина проёма, от значения размера которой отминусовывают два миллиметра. Уменьшение размеров требуется для упрощения процесса последующего монтажа. Если же предполагается монтировать двери купе для корпусного шкафа, то размер длины направляющей принимается равным ширине проёма к которой приплюсовывают еще сорок миллиметров. В последующем этот припуск используется для подгонки уже непосредственно по месту монтирования.
Определившись с размерами можно приступать к подбору необходимых деталей.
Нужно следить за строгой горизонтальностью направляющих. Малейшее несоблюдение этого правила приведет к тому, что створки будут самопроизвольно открываться.
Прежде всего – это сами дверные полотнища.
Также понадобятся такие детали как:
Профиль раздвижной системы. Так называется изготовленная, как правило, из алюминия специальная направляющая, на которой крепятся роликовые механизмы, обеспечивающие сдвиг створок. Эта направляющая при монтаже крепится над проемом либо к потолку, либо непосредственно к стене. В современных конструкциях настенные скобы сначала фиксируются на профиле либо болтами, либо специальными защелками, а уже потом при помощи шурупов их укрепляют на потолке или же на стене.
Существует несколько вариантов таких механизмов. Выбирают в зависимости от требований, которые предъявляются к будущим дверям.
Выбирая роликовые каретки для таких систем лучше остановится на тех, у которых колесики обрезинены или покрыты силиконом. Хотя они более дорогие, чем изготовленные из пластика, зато более долговечны в эксплуатации, бесшумны при передвижении створок, которое практически бесшумно. Если в дверях используются вставки из стекла, зеркала – нужно выбирать нижние направляющие изготовленные из стали или иного прочного металла.
Также понадобятся и другие детали.
Инструментарий для изготовления и самостоятельно монтажа двери купе не очень большой. Будут нужны:
Также для декорирования, если применяется не ламинированное МДФ, будут нужны декоративная пленка или шпон, торцовочная лента, лак.
Когда все подготовлено – можно приступить к изготовлению створок.
Проще всего самостоятельно изготовить дверное полотно из необработанной плиты МДФ или натурального дерева. Створки из стекла или из пластиковых материалов изготовить в домашних условиях достаточно тяжело. Их лучше заказать в мастерской.
Подобранное плотно для створки сначала обрезают в соответствии с рассчитанными размерами, потом шлифуют торцы. Для ручек вырезают отверстия. Для последующего крепления роликового механизма в торцах высверливают отверстия. В случае установки подвесной системы может потребоваться выбрать паз в нижнем торце в зависимости от конструкции роликового механизма.
Если створки изготавливаются из натуральной древесины – её необходимо пропитать каким-либо раствором, препятствующим гниению и развитию грибков.
После нанесения на створку декоративной пленки или шпона – их покрывают лаком.
К торцам крепят ленту. Поскольку на внутреннюю поверхность её нанесен специальный состав, для закрепления на створке ленту проглаживают утюгом вдоль все длины.
Если предполагается установка двери купе в проеме гипсокартонной стены, во время ремонта нужно установить металлический каркас, на который будет крепится конструкция двери. На него монтируют, а обшивку листами гипсокартона проводят уже потом.
Принципиально монтирование дверей купе вне зависимости от выбранной конструкции однотипно.
Сначала подготавливают брус из древесины, с шириной в четыре раза превышающей ширину полотнища створки. Такой размер обеспечивает свободное расхождение дверных полотнищ. К брусу прикрепляют направляющую. К торцам створки – роликовые каретки.
К месту проёма приставляют створку, отмечают верхний торец и отступив вверх на семь сантиметров прочерчивают горизонтальную линию. Вдоль неё укрепляют к стене брус. В предварительно установленную направляющую заводят ролики, укрепленные на створке, и торцы профиля закрывают амортизаторами из резины.
Затем монтируют в нужных местах клипстопоры и стопоры, устанавливают доводчики, ручки и иную декоративную фурнитуру.
Если выполняют монтаж дверей купе с нижними опорами - также монтируют нижний профиль, и после заведения в верхнюю направляющую верхней части створки на неё устанавливают нижние ролики. Как правило, механизм нижних роликов выполнен так, что их можно поджать, чтобы установить створку.
Более подробно процесс установки двери купе можно посмотреть в видеоролике.